10.11.2020
В удобном месте Байгала (Ильмень-озера) повторно открыли казаки Прибайкальский район. Напротив озера Кхетекхель, по-якутстки. Возвели острог, место сейчас используется для отдыха. После чего были в плену 2 года, толмача о городах и гром-палках. Они смотрели далеко, в голодном месте не ставится острог. Был заключен вечный союз и с. Турка, стали стоянкой купцов, которые варили кофе, чтоб показать богатство свое. Варить кофе в турке и образовало название по одной из легенд.
Тогда ходил слух о «золотой бабе» и ее искали, хотели разбогатеть. Не нашли и уходили все дальше. Осваивать восток пришлось долго. Омуля, разной рыбы во множестве. Рыба почиталась, от нее произошли все люди. Ловить рыбу табу. Ценным были меха. Зверя много. Когда появились первые старатели неясно, еще до казаков мыли золото или меняли на соль. БАЙКАЛУЛЬ озеро Шамбалы делает подарки драгоценными камнями. Частые стоянки древних людей и окаменелости тех времен, при строительных работах говорят о давности. Как, стоянки Неолита у д. Клочнево и сколько еще будет обнаружено? Уже тогда местность была пересечением торговых путей.
И Селенгу и Ангару – звали УДА, поэтому, есть Нижнеудинск, и Верхнеудинск . Здесь шла царская дорога и у нас селились евреи, а еврей не селится в бедном месте. А Шаман-гора над рекой Хаим. Табу для всех. Обрядовое место для всех, живших вокруг нее. Золото есть и сейчас, есть кварц, а ему сопутствуют золото и золотой песок. Сменятся времена, но традиция останется, любовь к мясу, рыбе, а значит пельмени, буузы, пирожки, бухлер на баранине. И несмотря на цены нормальным считается держать птицу и КРС, а недавно к нам завезли яков. Приживутся ли? Черемша, брусника, клюква, голубица и морошка. Соленые грузди и шмат сала согреет душу любого земляка. Район место пересечения потоков, что выделяет его по привлекательности, это отметил гарант Конституции РФ и патронирует «Байкальскую гавань» и сопутствующие объекты. Возрастающие потоки приезжих в длинных автоколоннах сами за себя говорят.
Автор: Хололович Вадим. Информация взята с сайта "Гордость Бурятии"
То ли царь, то ли беглец
Объяснений названию Мостовка существует несколько. Так, в материалах местной сельской библиотеки написано, что топоним «Мостовка» образован, вероятно, от термина, обозначающего транспортный объект-мост. На территории села есть два моста из бетонированных конструкций через неширокую речку Мостовка. Однако в своей книге Александр Козин пишет, что местные жители в беседе с ним озвучивали совершенно иные версии. Так, старожил Андрей Терентьевич Карнашов, проживающий в селе с 1945 года, говорил о том, что в дореволюционные времена ожидался проезд Августейшей особы (Наследника Цесаревича, будущего Императора Николая II) направлением на Дальний Восток через село, т.к. оно находится возле единственной в то время дороги (Старо-Московский Тракт). Дорога была в плохом состоянии из-за грязи. и было принято решение замостить её брёвнами, как полы. Проезжающая карета очень сильно тряслась на такой дороге, а ехавший в ней Августейший Наследник назвал населённый пункт «Мостовка» - т.е. «вымощенная». Другой житель села Анатолий Васильевич Ли-До-Хун рассказывал так: «...название села произошло от фамилии беглого ссыльного Мостового, вероятно, первого или одного из первых жителей». Информатор Александр Александрович Глушков (1927 г.р.), житель села с 1959 года, считает, что название произошло от многочисленных мостов через пересекающую село горную речку, мостов, сооружённых жителями для работ в лесу.
«Крутые» имена
Название железнодорожной станции близ села Еловка (по имени горы и перевала Мандрик). Происхождение названия – от сибирского диалектного слова «мандрык», что означает пешеходную труднопроходимую тропу в глухой тайге, через крутые горы, над обрывами. Недалеко от этой станции действительно находится труднопроходимый горный перевал.
Заводь, подпруга или фамилия?
Татаурово. Для начала следует разъяснить, о каком Татаурово, собственно, идет речь. Нынешняя станция Татаурово, можно сказать, «присвоила» название, принадлежавшее другому селу, которое сегодня называется Старое Татаурово. Автор «Топонимики Бурятии» Матвей Мильхеев пишет о том, что название населенного пункта происходит от бурятского «татуур» («заводь»). Однако Александр Захарович считает, что он ошибается, по крайней мере, дважды. Козин пишет, что заводь должна быть возле Старого Татаурово, а не нынешнего, которое переняло существовавшее название. Также, как рассказывает автор книги, местные жители склонны вообще считать, что название происходит от фамилии некоего благодетеля Татаурова либо от русского слова «татаур», означающего: «боярский пояс», «верхняя казачья подпруга».
Ветром названное
Село Югово возникло, вероятно, в конце 17 - начале 18 века. В момент образования района здесь было 110 дворов и 248 жителей. В селе находился колхоз «Новый путь». В послевоенные годы это была бригада совхоза «Прибайкальский». Сейчас насчитывает 150 дворов, население – 498 человек. Территория Таловской сельской администрации. Расположено на берегу реки Селенги, вдоль автодороги Иркутск - Чита. Расстояние от Улан-Удэ – 85 км, от райцентра – 40 км. Есть дом культуры, библиотека, фельдшерский пункт. Возможные толкования названия – от слова юг либо искаженное от слова вьюга. Село расположено к югу от деревни Таловка, на открытом участке Селенгинской долины, подверженной сильным ветрам.
ТРОИЦКОЕ
Образовано в 1681 году в связи со строительством Селенгинского Свято-Троицкого монастыря.
Расстояние от Улан-Удэ – 81 км, от райцентра – 36 км. Число дворов – 185, население – 740 человек. Расположено на берегу реки Селенги, вдоль автодороги Иркутск-Чита. Территория Таловской сельской администрации. В селе расположено СПК «Троцкая нива». Памятник архитектуры – Троицкий монастырь использовался под психиатрическую больницу, которая в настоящее время переведена в другой населенный пункт. Монастырь передан церкви.
Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае.
На избранном в широкой долине р. Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 году началось возведение сооружений монастыря. Первый соборный храм Живоначальной Троицы, построенный в 1683 году, был освящен 31 января 1684 года. В мае 1685 года закончили строить вторую церковь во имя Николы Чудотворца. К 1690 году устройство монастыря по первоначальному плану было завершено.
В XVIII в. монастырь процветал, являясь владельцем обширных земельных и лесных угодий, рыболовных промыслов, имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, кожевенные заводы и мельницы. К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, монументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого, в селе располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, были книги на английском и французском языках, а также старинные карты. Монастырь стоял на Большом Московском тракте, перекрестке дорог в Монголию и Китай, в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников. В конце XIX в. монастырь посетил во время своего путешествия по Востоку наследник цесаревич Николай, будущий император Николай II. Монастырь дважды посещал также святитель Иннокентий Иркутский, причисленный к лику святых. Во время своего земного служения святитель много сил отдал духовному просвещению Прибайкалья и Забайкалья, всей земли сибирской.
Монастырь был основан в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, отсюда и название села – «Троицкое».